Конституция

01История принятия Конституции

Первая Конституция в нашей стране появилась в 1918 году 10 июля.

Она соответствовала первому этапу развития советского общества и государства.

Конституция состояла из 6 разделов:

  1. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа;
  2. Общие положения Конституции РСФСР;
  3. Конструкция Советской власти;
  4. Активное и пассивное избирательное право;
  5. Бюджетное право;
  6. О гербе и флаге РСФСР.

В конституции 1918 года нашли свое отражение коренные принципы советской демократии. Статья 7 ее провозглашала: «власть должна принадлежать целиком и исключительно трудящимся массам и их полномочному представителю — Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов». А в статье 10 говорилось со всей определенностью: «российская Республика есть свободное социалистическое общество всех трудящихся России. Вся власть в пределах российской социалистической федеративной советской республики принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах».1

Конституция не предоставляла прав всем гражданам государства. В конституции прямо не говориться об интеллигенции. Однако смысл статей 7, 10 и других позволяет сделать вывод об отношении советской власти к ней. Статья 7 четко делит все общество на трудящихся и эксплуататоров, давая власть в руки первых и лишая ее вторых.

Весь основной закон пронизан духом диктатуры пролетариата, хотя в нем нет прямой формулировки этой диктатуры.

Конституция предоставляла гражданам узкий круг демократических свобод: свободу совести (то есть иметь любые религиозные убеждения или не иметь никаких ст. 13), свободу выражения своих мнений, свободу собраний (ст. 15), свободу союзов. Конституция обеспечивала для трудящихся свободу слова, свободу печати, или, как сказано в статье 14, свободу «выражения своих мнений».

Конституция не содержала тра­диционных гарантий неприкосновенности личности, жилища и тайны переписки граждан. Конституция фиксировала лишь важнейшие обязанности советских граждан. Среди них, надо прежде всего отметить всеобщую обязанность трудиться. Статья 18 гласила: «РСФСР признает труд обязанностью всех граждан республики и провозглашает лозунг: «Не трудящийся, да не ест!».2

Конституция СССР 1924 года состояла из двух разделов:

  1. Декларации об образовании СССР.
  2. Договора об образовании СССР.

Верховным органом власти стал съезд Советов, между съездами функционировал ЦИК, состоящий из Союзного Совета и Совета Национальностей. Исполнительным органом был Совет Народных Комиссаров.

11 мая 1925 года была принята Конституция РСФСР, которая состояла из шести разделов:

  • общие положения;
  • о предметах ведения Всероссийского съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета;
  • об устройстве Советской власти;
  • об Автономных советских Социалистических Республиках и областях;
  • о местной власти;
  • о выборах в советы;
  • о бюджетном праве;
  • о гербе, флаге и столице Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.

В данную Конституцию вносилось несколько изменений, связанных с изменениями административно-территориального деления и реорганизации органов советского управления.

Конституция РСФСР 1925 г. закрепила РСФСР как федеративное государство с автономными образованиями. На территории РСФСР имели обязательную силу постановления верховных органов СССР в пределах, указанных в Конституции СССР, и по предметам, отнесенным к компетенции Союза.

Конституция РСФСР 1925 г. установила, что фабрики, заводы, водный, железнодорожный и воздушный транспорт и средства связи составляют собственность рабоче-крестьянского государства.4

05 декабря 1936 года съезд утвердил проект новой Конституции СССР.

Ее называли «сталинской». Новая Конституция состояла из 13 глав и 146 статей. Число союзных республик, входивших в состав СССР, с 1922 г. (образования СССР) возросло с четырех до одиннадцати. Высшим органом государственной власти стал Верховный Совет СССР. Было ликвидировано неравенство в избирательном праве. Отдельная глава документа посвящалась правам и обязанностям граждан страны.

21 января 1937 года из-за смены конституционного законодательства СССР в 1936 году, принята новая Конституция Постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов «Об Утверждении Конституции (Основного Закона) РСФСР».

Конституция РСФСР 1937 года изменила название страны с Российской Социалистической Федеративной Советской Республики на Российскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику.

Высшим органом власти в СССР становился Верховный Совет РСФСР, высшим исполнительным и распорядительным органом – Совет Народных Комиссаров РСФСР.5

В статье 129 Конституции гражданам гарантировалось законом:

а) свобода слова;

б) свобода печати;

в) свобода собраний и митингов;

г) свобода уличных шествий и демонстраций.

Основной закон гласил: эти права граждан обеспечиваются предоставлением трудящимся и их организациям типографий, запасов бумаги, общественных зданий, улиц, средств связи и других материальных условий, необходимых для их осуществления.

Конституция гарантировала неприкосновенность личности, жилища граждан и тайну переписки. Женщине предоставлялись равные права с мужчинами во всех областях жизни, охраняются законом.

02

Глава XII Конституции закрепила избирательную систему СССР. Статья 138 закрепляла: выборы депутатов во все Советы депутатов трудящихся производятся избирателями на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

То есть, было ликвидировано активное и пассивное право выбора, и так называемые «эксплуататоры» тоже имели право голоса. Избирательное право предоставлялось гражданам СССР с 18 лет. Депутатом мог стать гражданин, достигший возраста 23 лет.

Также стоит отметить появление главы о суде и прокуратуре. Правосудие в РСФСР осуществлялось Верховным судом РСФСР, Верховными судами автономных республик, краевыми, областными судами, судами автономных областей, судами национальных округов, судами административных округов, специальными судами СССР, народными судами.

Таким образом, Конституция РСФСР 1937 года закрепила административно-территориальное деление республики. Каждая автономная республика имела свою конституцию, учитывавшую ее особенности и соответствующую Конституциям РСФСР и СССР – это положение стало основой не только для Конституции 1977 года, но и современной Конституции Российской Федерации.

7 октября 1977 года была принята еще одна Конституция СССР.

Она закрепила руководящую роль КПСС в жизни государства и общества. Провозглашалось развитие экономики на основе планового хозяйства и двух форм собственности: государственной (или общенародной) и колхозно – кооперативной.

Конституция РСФСР 1978 года Введена в действие с Декларацией Верховного совета РСФСР от 12 апреля 1978 года в порядке. Отличительной чертой конституции 1977 года является наличие преамбулы, то есть вводной части закона, в которой дается характеристика основных этапов истории Советского государства. Конституция состоит из крупных разделов, посвященных основам общественного строя и политики СССР, проблеме соотношения государства и личности, национально-государственному устройству др.

Конституция состояла из девяти разделов:

  1. Основы общественного строя и политики;
  2. Государство и личность;
  3. Национально-государ­ственное устройство;
  4. Советы народных депутатов и порядок их из­брания;
  5. Высшие органы власти и управления;
  6. Основы построения органов государственной власти и управления в союзных республиках;
  7. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор;
  8. Герб, флаг, гимн и столица;
  9. Действие Конституции и порядок ее применения.

 

Первая глава конституции открывается характеристикой Советского государства. Статья 1 гласит, что СССР есть социалистическое общенародное государство. Прежние конституции характеризовали советское государство как государство рабочих и крестьян.

Во втором разделе конституции «Государство и личность» провозглашаются права и свободы граждан. Основой всех прав граждан является право на труд, то есть право на получение гарантированной работы с оплатой в соответствии с количеством и качеством труда. Впервые были закреплены права на охрану здоровья, жилище, пользование достижениями культу­ры, свободу творчества.

Ныне действующая Конституция была принята 12 декабря 1993 года.

Конституция РФ приобрела принципиально новые черты: отказ от социалистической модели общественного развития, монопольного положения КПСС в политической системе, признание идеологии плюрализма, концепции разделения властей.

Из официального названия страны и республик в составе РФ были исключены определения “советская”, “социалистическая”, что означало признание несостоятельности социалистической модели развития. Страна стала называться Россией — Российской Федерацией. Были узаконены политический плюрализм, множественность и равноправие форм собственности, в том числе частной. В соответствии с теорией разделения властей проводилась реорганизация институтов государственной власти (были учреждены институт Президента, Конституционный Суд РФ) расширились права местного самоуправления; обновлялась избирательная система.

В Конституцию была инкорпорирована Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая 22 ноября 1991 года.

Существенно преобразовывалось государственное устройство. Бывшие автономные республики и ряд автономных округов и областей добились статуса республик в составе РФ. Повысился статус краев, областей, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Изменилась государственная символика России. Подтверждалась полная международная правосубъектность России, самостоятельность её внешней и оборонной политики.

Согласно Конституции 1993, Россия – демократические федеративное правовое государство с республиканской формой правления. 7 Российская Федерация имеет президентскую форму правления. Президент – гарант конституции, декларируемых гражданских, политических, экономических и социальных прав и свобод россиян. Конституция закрепляет равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Согласно Конституции, высшим представительным, законодательным органом Российской Федерации является парламент Российской Федерации – федеральное собрание, состоящее из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Конституция устанавливает порядок осуществления правосудия в России, независимость суда, несменяемость и независимость судей, открытость разбирательства дел в судах.

Конституция закрепляет демократические основы управления на местном уровне путем предоставления населению права самостоятельно решать вопросы местного значения.

Таким образом, можно сделать вывод что на изменение конституции влияют многие факторы:

  • интересы различных социальных групп;
  • преобразование формы правления или государственного устройства;
  • господствующие в обществе официальные взгляды и воззрения на государство и др.

Таким образом, можно проследить преемственность и особенности конституций, поступательное развитие конституционного законодательства, изменяющегося вместе с развитием общества

О Конституции

Российская Конституция была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., а в день опубликования – 25 декабря того же года наш Основной Закон вступил в силу.

Конституция 1993 года обозначила качественные изменения в социальной политике государства.

Из текста Конституции РФ был исключен классовый подход к различным слоям населения, а именно отсутствует упоминание о ведущей роли рабочего класса и других категорий трудящихся в построении общенародного государства. Кроме этого, в статьях Конституции закреплены институты частной собственности и свободного предпринимательства. Существенным обстоятельством является и то, что права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются не только в соответствии с Конституцией России, но и согласно общепризнанным нормам и принципам международного права.

После принятия Конституции Российской Федерации стартовал новый этап в конституционно-правовом развитии страны. В Конституции воплощен ряд принципов демократического конституционного строя: правовое государство; народовластие; верховенство права и конституции; многопартийность; федерализм; признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, их защита государством; разделение власти; политический и идеологический плюрализм, самостоятельность местного самоуправления; свобода экономической деятельности; признание и равная защита различных форм собственности; судебный конституционный контроль.

В нашем Основном Законе мы получили тот правовой фундамент, который призван обеспечить экономическую, политическую, социальную целостность России. Именно Конституция стала юридическим выражением основных правовых ценностей, которые определяют лицо новой и исторически преемственной России. Указанный фундамент, с одной стороны, подтверждает вхождение нашей страны в сообщество цивилизованных государств, а с другой – стимулирует законодательство в сфере прав и свобод человека и гражданина, направленное на защиту семьи, детей и молодежи, предупреждение всех форм дискриминации, на улучшение благосостояния народа.

Очевидно, что Конституцией не исчерпываются нормы и правила, которые действуют в настоящее время в обществе. Кроме норм, закрепленных в Конституции, существуют нормы и правила нашей правовой системы, личные, групповые, национальные идеалы, нормы морали, и многое другое. Все эти нормы должны существовать в рамках действующего Основного Закона. Одной из самых главных угроз является нарушение конституционных рамок как главных правил.

Конституционные нормы и правила наполняются более глубоким содержанием без изменения конституционного текста, конкретизируясь в законодательстве и обогащаясь правоприменительной, прежде всего судебной, практикой. Особая роль при этом принадлежит Конституционному Суду Российской Федерации, который осуществляет официальное толкование Конституции РФ и выявляет конституционно-правовой смысл законов, что призвано обеспечить единообразное понимание и отражение конституционных положений в законодательстве и правоприменительной деятельности. Конституция России в настоящее время представляет собой собственно конституционный текст в единстве с его интерпретацией в Постановлениях и Определениях Конституционного Суда.

Из каких разделов состоит

Конституция РФ 1993 года – основной закон, принятый на всеобщем референдуме. Он выражает волю народа и закрепляет ключевые положения государственного строя. Конституция РФ 1993 г. – современная и актуальная редакция основного закона страны.

При рассмотрении правового устройства государства в первую очередь дается общая характеристика Конституции РФ. Этот юридический документ выступает в качестве основы порядка и законности в стране. Именно в этом виде данный нормативный акт рассматривается наукой. Вместе с этим толкование Конституции РФ позволяет сделать вывод, что она является политическим документом. Это связано с тем, что данный акт обладает регулирующим влиянием на публично-властные отношения в обществе. Ключевыми функциями основного закона являются: Организационная. Воспитательная. Юридическая. Стабилизирующая. Учредительная. Политическая.

Основной закон обладает рядом признаков, по которым он отличается от прочих нормативных документов. В первую очередь следует отметить порядок его принятия. Как выше было сказано, по проекту Конституции в 1993 г. было проведено всенародное голосование. Решение об организации референдума было принято Указом президента. Голосование проводилось согласно Положению, в котором определен его порядок, методика подсчета голосов и формулирования результатов. В итоге 12 декабря 1993 года была принята Конституция РФ.

Общая характеристика Конституции РФ позволяет получить четкое представление о типе государственного устройства страны. В основном законе дано лаконичное и вместе с тем емкое определение. В частности, в акте указано, что Российская Федерация представляет собой демократическое правовое федеративное государство с республиканской формой правления.

Особый статус президента закрепляет Конституция РФ. 2016 год показал, как глава государства реализует полномочия, которыми он наделен законом. Здесь следует обратиться к статье 80. В ней сказано, что президентом определяются внешне- и внутриполитические направления государственной политики. Президент ведет постоянный мониторинг ситуации в стране, принимая оперативные решения, указы, давая распоряжения.

В основном законе совмещены исключительно территориальный и национальный принципы федеративной организации. Вместе с тем гарантируется равноправие административных единиц и политических образований. В статье 5 говорится, что Россия состоит из краев и областей, автономных в том числе, городов федерального значения и республик. Все они выступают как равноправные субъекты страны.

Суть Конституции РФ заключается в формировании нормативной базы для принятия законов и прочих юридических документов, направленных на защиту государственного строя, интересов общества, суверенитета и целостности страны. Именно эти акты конкретизируют положения основного закона. В задачи Конституции РФ входит обеспечение гарантий населению в реализации всех их юридических возможностей на равных условиях. Юридическая роль Толкование Конституции РФ имеет особое практическое значение. Оно необходимо для понимания в первую очередь населением их возможностей и обязанностей, полномочий органов власти всех уровней. Конституционные положения выступают в качестве высшего материального критерия существующего в стране права. Все, что присутствует и возникает в нем, должно соответствовать нормам основного закона. В тексте Конституции присутствуют указания на ключевые принципы права. К ним в частности относят демократию, гуманизм, равенство субъектов перед законом, взаимная ответственность личности и государства. Конституционные положения обладают непосредственным действием. Они подлежат применению всеми судами и прочими юрисдикционными структурами. На статьи основного закона можно ссылаться при вынесении постановлений, при мотивировании тех или иных юридических актов. Конституционные положения действуют непосредственно, если те или иные отношения регулируются ими и их достаточно для разрешения той или иной ситуации. Основной закон, таким образом, выступает в качестве ядра нормативной системы.

Возникновение Конституции обусловлено коренными изменениями в общественной жизни. С течением времени основной закон стал политической и нормативной основой социального развития. В Конституции 1918 г. были закреплены достижения социалистической революции. В законе 1937 г. были закреплены основы построения государственной системы. В документе, принятом в 1978 г., были отражены особенности построения уже развитого социализма. Действующая сегодня Конституция не содержит указания на характер социального строя. Она закрепляет основы государственного устройства в целом. Принцип разделения власти за всю историю существования государства закрепила именно современная Конституция РФ. Защита граждан при этом стоит далеко не на последнем месте. Охрана интересов населения является приоритетным направлением государственной политики.

Ее суть заключается в регулировании деятельности государственных институтов разного уровня. Основной закон призван обеспечивать работу сбалансированной системы власти, разграничивать круг полномочий, решать вопрос, касающийся отрешения главы страны от должности, отставки правительства, роспуска Госдумы и так далее. Соответственно, Конституция регулирует и упорядочивает процессы, регламентирует функционирование публично-властных институтов, определяет модели поведения субъектов права. Политическая функция Она выражает роль основного закона в социальной структуре. Конституция вводит политическую деятельность и борьбу за власть в правовые рамки. Данная функция состоит и в признании, и в закреплении идеологического разнообразия, многопартийности в обществе. Предоставляя политическим течениям равные возможности в процессе борьбы за власть, основной закон запрещает действия, связанные с насильственным изменением основ государственного строя, подрывом безопасности страны, созданием незаконных формирований, разжиганием социальных, национальных, расовых, религиозных конфликтов. Стабилизирующая роль Конституция страны обеспечивает устойчивость правовых институтов. Стабильность в государственной системе является гарантией спокойствия общества. От степени правосознания населения зависит эффективность реализации конституционных положений. Важно не просто сформулировать положения. Необходимо в них заложить традицию уважения к Конституции, власти, суду, гражданину, обществу и государству в целом. В этом смысле действующий сегодня основной закон наиболее полно выполняет воспитательную функцию.

Перечень положений, которые содержит Конституция РФ.

Права и свободы субъектов определяются 48 статьями. Все они формируют Главу 2 основного закона. Права человека в Конституции РФ представляются как высшая ценность государства. Личности гарантируются сохранение и реализация ее юридических возможностей наравне с другими. Права человека в Конституции РФ называются неотчуждаемыми благами. При этом они существуют во взаимной связи с обязанностями. В Главе 3 дается описание федеративного устройства. В ней присутствует 15 статей. Они закрепляют ключевые положения Главы 1 (основ конституционного строя). В Главах 4-8 зафиксированы принципы организации местного самоуправления и государственной власти. В разделе, посвященному президенту страны, присутствует 14 статей. Они закрепляют статус главы государства, порядок вступления его в должность, полномочия, правила их досрочного прекращения и пр. В Главе 5 раскрыты основы организации и функционирования парламента. В ней содержится 11 статей. Положения устанавливают статус ФС, его структуру, правила формирования, компетенцию палат. В Главе 6 присутствуют положения, касающиеся правительства. В них описан порядок создания, структура, компетенция этого органа и прочие моменты, связанные с его функционированием. Глава 7 посвящена судебной власти. В ней содержится 12 статей. Положения раскрывают понятие судебной системы, принципы отправления правосудия, правила формирования и полномочия КС, ВС, ВАС, прокуратуры. В Главе 8 конкретизируется 12 статья Конституции. В этом разделе закрепляются положения, касающиеся системы территориального управления, функции местных органов. В Главе 9 определен порядок дополнения и изменения основного закона, правила его пересмотра (то есть принятия нового документа).

Роль органов прокуратуры в осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации

Конституция Российской Федерации обладает высшей юридической силой, имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992        № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Закон о прокуратуре) прокуратура осуществляет свою деятельность в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Одним из ключевых направлений деятельности органов прокуратуры является надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Особенностью данного надзора является значительный объем нормативного правового материала, требующего пристального внимания со стороны прокуроров, без чего нельзя обеспечить надлежащую полноту надзорной деятельности. Это обстоятельство порождает необходимость наличия специальных знаний у прокурорских работников, осуществляющих надзор. Также на прокуратуру возлагается обязанность фиксирования отклонений от требований закона и устранения правонарушений, причин и условий, им способствующих. Основные направления надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов определены в приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 7 декабря 2007  № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», а именно: надзор за законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, надзор в сфере экономики и экологической безопасности, предупреждение преступных проявлений.

Прокурорский надзор осуществляется за соблюдением норм Конституции и исполнением всех федеральных законов, действующих на территории России. Буквальное толкование ст. 21 Закона о прокуратуре позволяет утверждать, что надзор охватывает исполнение законов субъектов Российской Федерации, изданных в соответствии с конституционным разграничением предметов ведения, в их число включаются также конституции (уставы) субъектов Российской Федерации. При этом конституции (уставы) и законы субъектов Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.

Согласно ст. 23 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или должностному лицу. Буквальное прочтение п. 2 ст. 23 Закона о прокуратуре позволяет сделать вывод о возможности прокурора в исключительных случаях, когда требуется немедленное устранение нарушений закона, ставить вопрос о досрочном (вне ближайшего заседания) рассмотрении его протеста законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации или представительным органом местного самоуправления. В случае отклонения принесенного протеста прокурор обращается с заявлением о признании правового акта недействующим или недействительным в суд. В соответствии со ст. 9.1 Закона о прокуратуре при выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов прокурор вносит в орган, организацию или должностному лицу, которые издали этот акт, требование об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством России.

При осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов взаимодействие органов прокуратуры с иными государственными органами, органами местного самоуправления и организациями состоит в об- мене информацией, проведении совместных проверок, организации обмена опытом, круглых столов с целью обсуждения способов решения проблем практики правоприменения, семинаров с целью повышения квалификации и др. Прокурорские проверки исполнения законов в той или иной сфере правоотношений обязательно включают такой элемент, как оценка законности правовых актов, регулирующих данные правоотношения. И если будет установлено несоответствие изучаемого нормативного правового акта или индивидуального правового акта Конституции Российской Федерации и действующему законодательству, должны быть приняты меры прокурорского реагирования.

При внесении акта прокурорского реагирования прокурор реализует полномочия по устранению нарушений законов. Акты прокурорского реагирования представляют собой систему правовых средств, используемых прокурором для восстановления законности, устранения вы- званных нарушениями законов негативных последствий. К числу основных используемых прокурором правовых средств Закон о прокуратуре относит следующие акты прокурорского реагирования: протест; представление об устранении нарушений закона; постановление о возбуждении производства 27 об административном правонарушении; предостережение о недопустимости нарушения закона. Выбор конкретной меры реагирования зависит от характера нарушения закона, причин и условий, степени распространенности правонарушений, тяжести наступивших либо возможных в будущем вредных последствий, вины правонарушителя